Базы данных Oracle - статьи

         

Системное администрирование.


Выход версии Oracle 7.3 ознаменовался также серьезным новшеством в области администрирования СУБД. До этого основным средством администратора являлся Server Manager - программный продукт с графическим интерфейсом, но ориентированный на управление одной БД (в случае нескольких БД приходилось использовать несколько сессий), не имевший удобных средств графичекого мониторинга системы и не позволявший непосредственно управлять удаленными заданиями, требовавшими привлечения системных команд и ресурсов, не находящихся под контролем СУБД Oracle.

Указанный пробел в общем-то неплохо заполнялся достаточно многочисленными программными продуктами третьих фирм, специализирующихся именно на средствах администрирования. Однако обеспечение единообразного администрирования распределенных систем стало настолько актуальной задачей, что полагаться полностью в этом вопросе на третьи фирмы — неоправданный риск для такой крупной корпорации, как Oracle.

Эти соображения стимулировали развитие новой стратегии корпорации в области средств администрирования сервера БД. В комплекте с сервером версии 7.3 ( в вариантах Workgroup и Enterprise) поставляется Oracle Enterprise Manager. В состав этого программного продукта входит набор утилит управления, интегрированных в единую консоль администратора. Через специальный связной процесс - Communication Deamon - эта консоль может взаимодействовать с т.н. Интеллектуальными Агентами - специальными процессами, функционирующими на компьютерах-серверах, обеспечивающими возможность удаленного управления (впрочем Агент требуется только для выполнения удаленных заданий и контроля за событиями - все основные административные функции реализуются через непосредственную связь консоли с сервером БД).

Все управляемые компоненты - БД, серверы (узлы), процессы - отображаются на консоли в т.н. навигаторе объектов, позволяющем быстро находить требуемый объект и детализировать представление его структуры до нужного уровня. Непосредственно административные функции выполняются с помощью явного или неявного вызова соответствующих утилит. Для выполнения некоторых действий (перенос пользователя из одной БД в другую, присвоение новой роли пользователю и др.) достаточно “буксировки” мышкой.


Принципиально новой особенностью Enterprise Manager по сравнению с более ранними аналогичными продуктами Oracle является возможность определения и управления выполнением удаленных заданий, реализация которых выходит за рамки возможностей самой СУБД (сбросы, команды ОС и т.п.), а также возможность заставить систему саму извещать администратора о возникших (или даже предполагаемых) проблемах с помощью механизма событий.

Задания могут выполняться по заданному расписанию, причем непосредственный контроль за этим осуществляется локально Интеллектуальным Агентом, так что в принципе постоянная поддержка связи консоли с сервером не требуется (хотя для того, чтобы изменить задание или время его выполнения необходимо, чтобы “Агент вышел на связь”). Помимо использования набора стандартных типов заданий и их комбинаций “продвинутый” администратор может определять принципиально новые, используя системно-независимый язык TCL (Task Control Language). Фактически и “стандартные” типы заданий строятся с использованием “шаблонов” на этом языке, тексты которых можно использовать в качестве образцов. Интерпретация TCL в конкретной ОС того или иного сервера осуществляется соответствующим Интеллектуальным Агентом, что делает управление СУБД почти не зависящим от платформы сервера (а таких платформ Oracle поддерживает, как известно, более 80). Например при выполнении определенного задания сразу над группой объектов (а такая возможность есть) - скажем при одновременном сбросе всех трех региональных БД - оно будет выполнено правильно даже если один из серверов работает под управлением Unix, другой - Windows NT, а третий - Novell Netware.

Набор возможных регистрируемых событий варьирует от самых простых (но важных!) типа запуска и останова сервера БД до достаточно “тонких” типа превышения частоты обращений к диску заданного администратором порога. События регистрируются Интеллектуальными Агентами и передаются на консоль администратора (точнее на те из консолей, которые “интересуются” данным событием), а если потребуется, сообщение о событии может быть послано администратору по электронной почте или даже на пейджер.



Еще одной важной особенностью Oracle Enterprise Manager является то, что он имеет открытые интерфейсы на всех своих уровнях, что открывает возможность наращивания его функциональности за счет добавления новых административных утилит, управляющих процессов и пр. Эта возможность прежде всего ориентирована на фирмы, являющиеся поставщиками средств администрирования, но ею могут воспользоваться и сами пользователи СУБД.

Отдельного упоминания заслуживают поставляемые Oracle утилиты, входящие в т.н. Performance Package. В него входят: утилита мониторинга системы (несколько десятков стандартных динамических диаграмм плюс возможность определять свои собственные), утилита, показывающая в наглядной форме физическое расположение объектов БД в файлах данных и позволяющая выполнять оптимизирующие операции (дефрагментацию), утилита, показывающая информацию о сессиях, потребляющих наибольшее количество ресурсов (есть возможность сортировки сессий по различным параметрам, для любой из выбранных сессий можно легко “спуститься” по лестнице детализации информации о ней вплоть до используемых курсоров и планов выполнения соответствующих им запросов). Наконец, есть еще две утилиты, стоящие несколько особняком. Это Oracle Trace - управляемая событиями трассировка - и Oracle Expert - экспертная система, проводящая анализ структуры, параметров и функционирования СУБД и генерирующая рекомендации (а также готовые административные скрипты) для ее оптимизирующей настройки.


Содержание раздела